АвтоСклад запчастей

9 апр. 2011 г.

Рынок АКБ

Рынок АКБ

ТЕКСТ: Сергей Самохин

В прошлом номере журнала мы познакомились с конструктивными, технологическими и эксплуатационными особенностями современных АКБ для легковых автомобилей. Остается выяснить, какие аккумуляторные батареи можно приобрести в наших магазинах. В этом нам поможет эксперт в области рынка АКБ, член Российской Гильдии маркетологов Марат Стрельников.



Отправившись в магазин за новым аккумулятором для автомобиля, можно попасть в непростую ситуацию. Сегодня в специализированном торговом предприятии вам предложат с десяток, а то и более марок АКБ с подходящими характеристиками. Наряду с известными брендами это будут малознакомые и непривычные для слуха «гигаваты», «инчими», «маммуты», «санфоксы» и проч. Хорошо, если знаешь заранее, что искать – продукции какой марки или модели отдать предпочтение. К сожалению, практика показывает, что в большинстве случаев покупка новой батареи происходит в аварийном режиме, когда прежняя внезапно вышла из строя. Тут уже деваться некуда, нет и времени на то, чтобы проанализировать предложение рынка и сделать осознанный выбор. В этом случае примерно 75% покупателей следуют совету продавца-консультанта. Хорошо, если он достаточно компетентен и действует исключительно в интересах клиента.

Остальные переписывают марку и характеристики старой батареи, и если опыт ее эксплуатации был положительным, спрашивают такую же. В противном случае просят подобрать что-то лучшее. Естественное желание большинства покупателей – приобрести недорогую и качественную батарею, но понятие «недорогая» у всех разное. Впрочем, так же как и розничная цена АКБ. Например, за батарею с типовыми «легковыми» параметрами можно заплатить и 1700, и 4500 руб. Попробуем сориентироваться в сегодняшнем разнообразии «батарейных» марок и цен.


Источники источников тока

Прежде чем систематизировать российский рынок «легковых» батарей, полезно знать, как они на этот рынок попадают. Статистический анализ показывает, что большинство АКБ (порядка 55–60%) производится отечественными предприятиями. Заметная часть этих предприятий – довольно крупные (по нашим меркам) аккумуляторные заводы, которые отсчитывают свою историю с советских времен. Среди них можно упомянуть Тюменский аккумуляторный завод, на долю которого приходится 17–18% объема производства, а также Подольский аккумуляторный завод (ПАЗ) и Саратовский аккумуляторный завод «Электроисточник», которые входят в группу компаний «Русские Аккумуляторы» и в сумме производят примерно столько же батарей, что и в Тюмени. Эти заводы были поставщиками АКБ для советских автосборочных конвейеров, многие продолжают поставлять свою продукцию на российские автозаводы. Это предприятия полного цикла, которые не только собирают батареи, но и сами изготавливают для них материалы и комплектующие. Заводы в основном оснащены линиями для производства батарей по традиционной малосурьмяной технологии.

Из числа «наследников советской промышленности» стоит выделить компанию «Аккумуляторные Технологии» («АкТех»), которая «выросла» из расположенного в
Иркутской области свирского аккумуляторного завода «ВостСибЭлемент». Завод своевременно начал модернизацию производства, закупил технологическое оборудование одного из мировых лидеров «батареестроения», концерна Exide Technologies.

Впоследствии это позволило созданной на его мощностях коммерческой компании выйти на рынок с более современной продукцией – батареями, изготовленными по гибридной технологии Ca+ («кальций плюс»). Сегодня «АкТех» входит в группу лидеров российского рынка и поставляет аккумуляторы на АВТОВАЗ.

Большинство российских производителей АКБ, не имеющих советского прошлого, появилось в период стремительного развития аккумуляторной отрасли – в самом начале XXI века. Часть из них была образована в форме совместных предприятий с иностранными компаниями. Вновь созданные заводы оснащены современным импортным оборудованием и ориентированы на использование материалов и комплектующих зарубежного производства. Это позволяет выпускать высокотехнологичные батареи, которые сопоставимы с импортными АКБ по техническим и эксплуатационным характеристикам и превосходят их по соотношению «цена–качество». Причем превосходство увеличивается по мере падения курса рубля по отношению к мировым валютам. Отметим крупнейших новых российских игроков аккумуляторного рынка, совокупная доля которых составляет примерно треть от объема производства АКБ в России.

– Российско-испанская компания «АКОМ», расположенная в г. Жигулевске Самарской области. Компания производит аккумуляторные батареи по технологии и на оборудовании концерна Exide Europe, является крупным поставщиком АВТОВАЗа.
– Нижегородский завод «Тубор», оснащеннный технологическим оборудованием концерна Exide.
– Предприятие «Источник Тока Курский» («ИСТОК») – совместное детище курского завода «Аккумулятор» и украинской корпорации «Веста», которая будет упомянута далее по другому поводу.

Часть АКБ появляется на рынке по инициативе крупных российских торгующих компаний. Такие батареи изготавливаются на отечественных заводах или в ближнем зарубежье по эксклюзивным соглашениям и продвигаются под торговыми марками, владельцами которых являются продавцы АКБ.

Оставшаяся доля вторичного рынка аккумуляторов (40–45%) пополняется за счет импорта. В принципе совокупной мощности российских предприятий достаточно, чтобы полностью удовлетворить спрос, но «рынок есть рынок», и отечественной аккумуляторной отрасли приходится развиваться в конкурентной среде. Объективная причина потребности в импорте состоит в том, что в ассортименте зарубежных заводов есть некоторые типы АКБ, которые у нас не производятся или пока выпускаются в недостаточном количестве.
Импортеров можно условно разделить на «дальних» и «ближних». Дальние расположены главным образом в Турции, Корее и Европе: в Германии, Испании, Словении, Польше. Их продукция производится по передовым технологиям и соответствует мировым стандартам.

Многие зарубежные заводы являются подразделениями лидеров отрасли, транснациональных концернов Exide Technologies и Johnson Controls. Ближние, понятное дело, находятся в странах ближнего зарубежья: в Украине, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. В их ассортименте в основном присутствуют современные кальциевые батареи. Здесь лидирующие позиции занимают две украинские корпорации: «Веста» и Ista. Принадлежащие им аккумуляторные заводы – крупные предприятия полного цикла, оснащенные современным технологическим оборудованием. Присутствие их продукции на нашем рынке очень заметно. Доля остальных значительно меньше. Вышесказанное касается официальных импортеров.


Сегментация

Представленные на вторичном рынке АКБ можно разделить на несколько ценовых сегментов: экономкласс, масс-маркет и премиум-класс. В свою очередь, внутри каждого сегмента можно выделить нижний, средний и верхний уровни. Цена выбрана в качестве критерия по понятным причинам. Во-первых, она сама по себе является одним из основных ориентиров для потребителя. Во-вторых, цена, как правило, отражает уровень технологий, применяющихся при изготовлении батареи, а значит, ее технические и эксплуатационные характеристики. Правда, у этого правила есть несколько нюансов, которые нужно иметь в виду. В некоторых случаях цена может корректироваться в зависимости от того, как сам производитель позиционирует свою продукцию, т. е. от его маркетинговой политики. Цена АКБ заметно увеличивается за счет таможенных пошлин и сложной логистики, что характерно для импортной продукции. Значительно повышает цену известность и репутация бренда. Это означает, что батарею с определенными потребительскими свойствами можно купить и подешевле, и подороже. Производители, имеющие соответствующие технологические возможности, выпускают несколько линеек продукции, которые позиционируются в разных сегментах рынка.

Экономкласс (1700–2100 руб. Здесь и далее указаны ориентировочные диапазоны цен на АКБ емкостью 60 А•ч). На нижнем уровне этого сегмента «правят бал» в основном малосурьмяные АКБ. Из отечественной продукции можно упомянуть батареи торговых марок: «Подольские аккумуляторы», «Патриот», Selenius и Atom Подольского аккумуляторного завода, тюменские Tuymen Battery и «Лидер», саратовские «Пилот» и «Электроисточник», курские «Курский аккумулятор» и «ИСТОК». Сюда же можно отнести и украинские АКБ Ista Classic, и белорусские «Зубр», и казахские «Барс». Принадлежность к начальному уровню экономкласса вовсе не означает, что эти АКБ плохие – просто они дешевле в производстве. Тем более что традиционные технологии не стояли на месте. Современная малосурьмяная батарея – это сплавы и электролит улучшенной рецептуры, усовершенствованная технология изготовления электродов, сепараторы конвертного типа, прочный полипропиленовый моноблок и т. д. О том, что у АКБ такого типа есть свои преимущества и предпочтительные области применения, мы говорили в прошлый раз. Некоторые производители малосурьмяных АКБ в своих каталогах и на официальных сайтах упрямо именуют свои изделия «необслуживаемыми», что может ввести покупателей в заблуждение. Напомним, что этот термин некорректен даже в отношении батарей типа Ca/Ca, отличающихся существенно меньшей интенсивностью убыли электролита. Возможно, они вкладывают в это понятие другой, известный только им смысл.

На верхнем уровне экономкласса появляются кальциевые батареи: Docker и Vortex украинского завода «Веста-Днепр», UNO, изготавливающиеся там же по заказу российской компании «БатБаза».

Масс-маркет (2100–3000 руб.). В этом многочисленном сегменте представлены российские и импортные АКБ, которые производятся с применением кальциевых технологий. Это изделия марок Reactor и «АКОМ» одноименного жигулевского завода, «полукальцевые», т. е. гибридные «АкТех» и «Зверь» от свирской компании, украинские батареи Westa. Из отечественной отдельного упоминания заслуживает продукция завода «Тубор» – батареи Titan Euro и Titan Arctic с кальциевыми электродами, легированными серебром. На эти изделия производитель дает трехлетнюю гарантию. В этом же сегменте позиционируются АКБ с торговой маркой Lights of Nord, которая принадлежит российской компании «Автоюнион». До недавнего времени эти батареи изготавливались в Украине, а в прошлом году их производство было перенесено на завод известной английской компании Tungstone, который недавно открылся в Рязани. Верхний уровень сегмента занимают доступные по цене АКБ из дальнего зарубежья: турецкие Mutlu, словенские Topla и Moratti, корейские Global и Atlas и подобные им.

Премиум-класс (3000–4500 руб.). К этому сегменту относятся АКБ, которые несут на себе самые звучные бренды, а внутри – самые передовые технологии, обеспечивающие образцовые характеристики, надежность и долговечность. Это Bosch, Varta, Panasonic, Supreme, Medalist и т. д., вплоть до вершины премиального класса с американскими АКБ Optima, которые изготавливаются по AGM-технологии и сочетают великолепные стартерные и тяговые параметры. Розничная стоимость АКБ Optima – от 10 000 руб. и выше. Для батарей этого уровня страна происхождения большого значения не имеет. Все они производятся на заводах, принадлежащих упоминавшимся мировым лидерам «батареестроения».


Тенденции

Специалисты отмечают, что в последние годы россияне все чаще отдают предпочтение отечественным АКБ. Потребитель распробовал эту продукцию, и доверие к ней обоснованно растет. К сожалению, в отечественном секторе рынка множество торговых марок, но катастрофически мало брендов в полном смысле этого слова – узнаваемых, популярных, пользующихся устойчивой репутацией. Таких, как, например, Varta, Bosch или Mutlu и Topla. Они возникают и порой быстро исчезают, не заслужив доверия покупателей. С наступлением кризиса потребительский спрос заметно сместился в сторону продукции экономсегмента, что предсказуемо. Тем не менее и у крепкой продукции масс-маркета остаются свои приверженцы. Покупают и АКБ премиум-сегмента, в том числе и самые дорогие. Они пользуются спросом у тех, кто предъявляет к батарее повышенные требования: «джиперы», владельцы катеров, жители Сибири.
В кризис российская аккумуляторная отрасль переживает глубокий спад. Объемы производства у большинства заводов сократились на 20% и более. Данная ситуация – следствие уменьшения спроса и отсутствия кредитных оборотных средств. В 2010 году предвидится оживление вторичного рынка АКБ, по прогнозам, он вырастет на 4–4,5%. Это связано с тем, что близится срок плановой замены АКБ на многочисленных машинах в возрасте от трех лет и более.

Отечественные производители будут и далее укреплять свои позиции, но в ближайшее время соотношение долей российской продукции и импорта не изменится. По мере стабилизации экономики «центр тяжести» спроса сместится в сторону масс-маркета. Не исключено, что нас ждет повышение цен на АКБ, вызванное ростом тарифов на энергоносители, заработных плат и мировых цен на свинец. Если этот неблагоприятный сценарий осуществится, пик спроса установится в верхнем эшелоне экономкласса.

abs.msk.ru


Похожие материалы:

0 комментариев:

Отправить комментарий

Спасибо за оставленный комментарий!