АвтоСклад запчастей

25 авг. 2011 г.

Устройство авто для начинающих: Система смазки двигателя, трансмиссия, коробка передач

Все части:
- Устройство автомобиля
- Карбюраторные и дизельные двигатели
- Кривошипно-шатунный механизм
- Газораспределительный механизм
- Система питания
- Система выпуска отработавших газов
- Система зажигания
- Система охлаждения
- Система смазки двигателя
- Основные неисправности системы смазки.
- Неисправности двигателя
- Трансмиссия
- Коробка передач
- Карданная передача заднеприводного автомобиля
- Главная передача и дифференциал
- Автоматическая коробка передач (правила пользования)

Устройство авто для начинающих ( часть 4 )
- Ходовая часть автомобиля
- Колеса, шины
- Неисправности ходовой части, при которых Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств

Устройство авто для начинающих ( часть 5 ) 
- Рулевое управление


Устройство авто для начинающих: Тормозная система




Система смазки двигателя
Система смазки предназначена для подачи масла к трущимся деталям,
частичного их охлаждения и удаления продуктов износа.
В обыденной жизни необходимость применение масла понятна любой
хозяйке - начиная от поджаривания картошки для любимого мужа, и
заканчивая ликвидацией скрипа дверей в своей квартире. Ну, а в
двигателе все намного сложнее.

Рис. 26 Схема системы смазки двигателя
1 - канал подачи масла к газораспределительному механизму; 2 -
главная масляная магистраль; 3 - канал подачи масла к подшипникам
коленчатого вала; 4 - картер двигателя; 5 - фильтрующий элемент; 6 -
корпус масляного фильтра; 7 - масляный насос; 8 - маслоприемник с
сетчатым фильтром; 9 - поддон картера; 10 - пробка для слива масла
Система смазки (рис. 26) состоит из:
· поддона картера,
· масляного насоса с маслоприемником,
· масляного фильтра,
· каналов для подачи масла под давлением, просверленных в блоке
цилиндров, головке блока и в других деталях двигателя.
Поддон картера является резервуаром для хранения масла. Когда вы
заливаете масло через маслозаливную горловину, оно проходит по
пустотам внутри двигателя и опускается в поддон картера. Уровень,
имеющегося в поддоне масла, можно измерить масляным щупом через
отверстие в картере двигателя.




Рис. 27 Схема работы масляного насоса
1 - шестерни масляного насоса; 2 - редукционный клапан; 3 - пружина
Масляный насос (рис. 27) под давлением подает масло (через фильтр и
каналы) к трущимся деталям кривошипно-шатунного и
газораспределительного механизмов. Насос состоит из двух шестерен и
приводится в действие от коленчатого вала двигателя.При вращении
шестеренок, зубья захватывают масло и нагнетают его в главную
масляную магистраль.
Редукционный клапан служит для ограничения давления в системе
масляных каналов двигателя. При избыточном давлении пружина
сжимается, и часть масла поступает обратно.
Масляный фильтр служит для очистки проходящего через него масла
от механических примесей. Он устанавливается сразу же после насоса и
пропускает через себя все масло, которое поступает в масляную
магистраль. Чаще всего фильтр имеет неразборную конструкцию и
подлежит замене одновременно с плановой сменой масла в двигателе.

Рис. 28 Схема вентиляции картера двигателя 1 - корпус воздушного
фильтра; 2 - фильтрующий элемент; 3 - всасывающий коллектор
вентиляции картера; 4 - карбюратор; 5 - впускной трубопровод; 6 -
впускной клапан; 7 - шланг вентиляции картера; 8 - маслоотделитель; 9
- сливная трубка маслоотделителя; 10 - картер двигателя; 11 - поддон
картера
Вентиляция картера двигателя (рис. 28) обеспечивает отсос из картера
и отвод во впускной трубопровод паров бензина и выхлопных газов,
которые попадают в нижнюю часть двигателя. Во время тактов сжатия и
рабочего хода эти пары и газы частично прорываются по стенкам
цилиндров в картер двигателя, разжижают масло и очень агрессивны по
отношению к деталям кривошипно-шатунного механизма.
Вентиляция картера осуществляется принудительно за счет разряжения, которое возникает в воздушной горловине карбюратора при работе двигателя. Корпус воздушного фильтра соединяется с картером двигателя с помощью шланга, по которому картерные газы направляются сначала в карбюратор, а затем и в цилиндры на дожигание. В двигателях внутреннего сгорания применяется комбинированная система смазки - под давлением и способом разбрызгивания. К наиболее нагруженным трущимся поверхностям масло подается под давлением, а
остальные детали механизмов двигателя смазываются брызгами масла и масляным туманом. К подшипникам коленчатого и распределительного валов масло подходит по каналам системы, конечно же, под давлением. Сделав свое дело, то есть, смазав, немного охладив и забрав с собой продукты износа, масло стекает обратно в поддон картера двигателя. При вращении коленчатого вала, его кривошипы ударяют по поверхности масла в поддоне картера, при этом образуются масляные брызги и туман, которые попадают на зеркало цилиндров, поршень и поршневой палец. Все движущиеся детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов как бы купаются в масле. Этим достигается высокая износостойкость узлов современных двигателей.

Основные неисправности системы смазки.
Подтекание масла возможно из-за слабо затянутой сливной пробки в
поддоне картера, повреждения уплотнительных прокладок и наружных
маслопроводов, износа сальников.
Для устранения неисправности необходимо восстановить герметичность
соединений, заменить поврежденные и изношенные прокладки и
сальники.
Низкое давление в системе смазки может быть по причине
недостаточного количества масла, применения некачественного масла,
износа подшипников коленчатого вала или деталей масляного насоса.
Для устранения неисправности следует проверить уровень масла и в
случае необходимости долить, изношенные узлы и детали надо заменить.
А марка масла должна соответствовать инструкции завода-изготовителя.
Эксплуатация системы смазки.
Выход из строя или плохая работа системы смазки может привести к
серьезной поломке двигателя. Поэтому на щитке приборов имеется
контрольная лампа аварийного давления масла. Свечение этой лампы
красным светом при работающем двигателе недопустимо. Надо
немедленно заглушить двигатель и разобраться в причине
неисправности.
Одной из причин того, что зажглась красная лампочка аварийного
давления, может быть недостаточный уровень масла в поддоне картера
двигателя. Хотя бы раз в неделю следует проверять уровень масла. При
этом после остановки мотора сделайте небольшую паузу в 2 - 3 минуты,
за это время из некоторых каналов масло стечет в поддон, да и масляный
туман в картере тоже осядет. Уровень масла в поддоне картера двигателя
всегда должен быть в норме. А нормой считается след масла на щупе
между рисками 'MIN' и 'MAX'.
Подтекание масла из системы смазки определяется по характерным
следам на асфальте после стоянки автомобиля. Причины утечки масла
устраняются довольно сложно, поэтому лучше обратиться к
специалисту. Но с незначительными подтеканиями можно смириться и
ездить всю жизнь, так как любое вмешательство в систему смазки очень
трудоемкое и дорогое 'удовольствие'.
Для нормального функционирования двигателя необходимо вовремя
доливать масло до нормального уровня, а также менять его, с
одновременной заменой масляного фильтра. Периодически следует
промывать систему смазки специальным промывочным маслом.
Масла, применяемые в системе смазки двигателей, могут быть
минеральными, полусинтетическими (Semi - Synthetic) и
синтетическими (Fully Synthetic).
Применение синтетического масла после использования любого
другого возможно только после промывки системы смазки с помощью
специальных моющих средств.
Если соблюдать рекомендованные сроки замены синтетического масла,
то в дальнейшем промывка системы смазки не потребуется, так как это
масло имеет очень высокие эксплуатационные свойства.
Большое распространение получили всесезонные масла. Они имеют
двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т.п., где W -
сокращенно от winter - зима, а цифры определяют вязкость масла.
Наступающую 'старость' кривошипно-шатунного механизма, можно
'вычислить' по сильному дымлению из выхлопной трубы глушителя или
трубки отсоса картерных газов, увеличению количества вредных
веществ в составе выбрасываемых в атмосферу выхлопных газов и по
потере мощности двигателя.
Хозяин автомобиля может начинать 'впадать в отчаяние', так как 'сердце
машины' пора ставить на капитальный ремонт или менять на новое. Что
конкретно делать, скажет специалист и ваш кошелек.
Напоминаю о том, что долговечность отечественных двигателей для
легковых машин равна примерно 150 - 200 тысячам километров пробега.
Поэтому стоимость подержанного автомобиля напрямую связана с тем,
какую часть ресурса он уже израсходовал. Вот почему вопрос: 'Какой
пробег?' - стоит одним из первых при выборе машины не первой
свежести.
С основными проблемами системы смазки мы с вами познакомились и
вроде бы можно спокойно ехать дальше. Но абсолютно спокойным
можно быть только на... (надеюсь, вы знаете где). Если вам предстоит
поездка за город по проселочной дороге, то у вас есть возможность
разом потерять все масло через пробоину в поддоне картера двигателя.
Это происходит тогда, когда машина наезжает 'носом' на пенек или на
валун спрятавшийся в высокой траве, да и в городе дороги бывают с
'сюрпризами'. Чтобы избежать повреждения поддона, имеет смысл
защитить его металлическим щитом. Советую приобрести и установить
такой щит, называется он - защита поддона картера двигателя.
У читателей этой книги, может сложиться впечатление, что, выезжая на
машине, с ними непрерывно будет что-то случаться, и надо будет
постоянно 'оживлять' свой автомобиль, в стремлении продолжить
поездку. Это, конечно, заблуждение. Современная машина сделана так,
что за несколько лет грамотной эксплуатации вы успеете сменить, один -
два раза проколотое колесо на запасное. Хотя, при разгильдяйском
отношении к своему 'железному коню', очень быстро можно получить
весьма большой букет дорогостоящих неприятностей.
После знакомства с работой механизмов и систем двигателя можно
сделать интересный и важный вывод о том, что двигатель - это агрегат,
работающий по принципу самообеспечения. Если все его узлы исправны
и отрегулированы, то при своей работе одни механизмы отдают энергию
другим, а те третьим, кто-то крутит вал, кто-то качает бензин или масло
и так далее. То есть энергия в двигателе перераспределяется таким
образом, что он сам себя обеспечивает всем необходимым. Готовит
горючую смесь, подает искру на электроды свечи, отводит лишнее тепло,
смазывает трущиеся поверхности, и в конечном итоге крутит колеса
автомобиля. Если двигатель работает, живет, значит все в порядке, будет
движение, комфорт для водителя и пассажиров.
Неисправности двигателя
Любая неисправность имеет свою историю и последствия. Ни в
вождении автомобиля, ни в его эксплуатации ничего не бывает
внезапного, невозможного или непредсказуемого. Любая неисправность
заранее 'скажет' о себе, предупредит, а задача водителя реагировать на
эти предупреждения должным образом - отрегулировать, заменить или
отремонтировать неисправный узел или деталь, не дожидаясь, когда
незначительная неисправность перерастет в крупные неприятности.
Поэтому при движении на автомобиле, кроме умения 'давить на газ',
необходимо выработать в себе привычку слушать двигатель и
контролировать его состояние по показаниям приборов.
Машина всегда 'говорит' о своих проблемах, и в частности посторонними
шумами, которые выпадают из общего 'оркестра'. Можете проверить эту
мысль, будучи пассажиром в автомобиле с 'бывалым' водителем.
Попробуйте произвести чем-нибудь тихие повторяющиеся стуки, шорох
или тому подобное, и сразу же увидите реакцию профессионала.
Водитель прекратит разговоры с пассажирами, будет прислушиваться,
искать причину появления этих посторонних звуков и вероятнее всего
остановит машину.
По большей части, отказы в работе механизмов и систем двигателя
можно отнести к неисправностям первого типа, при которых конфликт
возникает лишь между автомобилем и водителем. Неисправности такого
типа практически никак не влияют на остальных участников дорожного
движения. Неработающая машина - это ваша личная проблема, так как
срывается выполнение какой-либо вашей программы, встречи и так
далее.
К неисправностям второго типа относятся такие, которые напрямую
затрагиваются интересы других участников дорожного движения и
мирных жителей, их безопасность и здоровье. Эксплуатация
транспортного средства с такими опасными неисправностями
запрещается 'Правилами дорожного движения' и 'Основными
положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации', о чем
сейчас мы с вами и поговорим.
К неисправностям второго типа, при которых эксплуатация транспорта
запрещена, обоснованно причислены и некоторые неисправности
двигателя, так как они явно выходит за рамки личных проблем водителя.
При возникновении в пути тех неисправностей, которые отмечены в этой
книге шрифтом красного цвета (официальный текст ПДД), водитель
должен попробовать устранить неисправность на месте, а если это не
удалось, то с соблюдением всех необходимых мер предосторожности он
имеет право следовать к месту стоянки или к пункту ремонта.
Неисправности двигателя, при которых Правила дорожного
движения, запрещают эксплуатацию транспортных средств.
6.1.* Содержание вредных веществ в отработавших газах и их
дымность превышают величины, установленные ГОСТ 17.2.2.03-87
и ГОСТ 21393-75.

_______________________________________________
* - здесь и далее приводится нумерация неисправностей в соответствии с
'Перечнем неисправностей и условий, при которых запрещается
эксплуатация транспортных средств', согласно 'Основным положениям
по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения'
Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах и их
дымность - весьма вредны для здоровья людей и животных, наносят
непоправимый ущерб природе. При движении автомобиля по дороге,
водитель находится в самом центре облака выхлопных газов от
окружающих его машин. Да и собственным автомобилем он постоянно
'травит' своих коллег и пешеходов. Вот почему водители имеют свои
профессиональные болячки, а дети, проводящие летние каникулы в
городе, заметно проигрывают по состоянию здоровья, в сравнении с
теми, кто уехал 'к бабушке в деревню'.

Долг каждого из нас содержать двигатель своего автомобиля в
надлежащем виде! Причинами повышенного содержания окислов
углерода, углеводородов, окислов азота в выхлопных газах двигателя
могут быть:
· сильный износ деталей кривошипно-шатунного механизма
(поршней, поршневых колец, цилиндров),
· неправильная регулировка клапанов (тепловой зазор между
стержнем клапана и рычагом меньше или больше нормального),
· неправильная регулировка карбюратора (не обеспечивается
приготовление нормального состава горючей смеси),
· неправильная установка зажигания (угол опережения зажигания
больше или меньше нормального).
6.2. Нарушена герметичность системы питания.
Запрещается эксплуатация транспортных средств, если подтекает
топливо из системы питания. При попадании бензина на горячие детали
двигателя или на искрящие щетки генератора, если повезет, то будете
гореть медленно - минут этак 15 - 20. А если не судьба, то, как в
боевиках, унесетесь вместе со столбом дыма и пламени 'в сиреневую
даль'. Правда для последнего варианта нужно еще много потрудиться - в
обычной жизни он, как правило, не получается.
Проехав по плохой проселочной дороге или по глубокому снегу, имеет
смысл заглянуть под свой автомобиль и проверить, не повреждены ли
трубки бензопровода, проходящие по днищу машины. Многочисленные
соединения бензопровода с элементами системы питания имеют хомуты
крепления, которые иногда самопроизвольно ослабляют свою 'хватку', с
'вытекающими оттуда' последствиями.
К сожалению, есть еще один классический вариант возникновения
пожара в автомобиле. Латунный штуцер, через который бензин
поступает в карбюратор, 'вставляется' в корпус поплавковой камеры под,
так называемым, 'натягом'. В процессе эксплуатации автомобиля
вибрации и перепады температур расшатывают этот штуцер, и однажды
наступает момент, когда он выходит из своего гнезда и бензин поступает
уже не в карбюратор, а просто льется на горячий двигатель.
Иными словами, никогда не должно быть запаха бензина в вашем
автомобиле, так как после запаха частенько появляется и огонь.
Топливная система имеет не так уж много точек возможной утечки
бензина, и каждый водитель в состоянии их контролировать.
6.3. Неисправна система выпуска отработавших газов.
Грохот газов, вырывающихся из двигателя через поврежденную систему
выпуска знаком всем. Ну и как, приятно вам было это слышать, ощущая
вибрацию внутренностей собственного тела? Можете не отвечать, и так
понятно.
Не будем трогать санитарно-эпидемиологические нормативы, но даже
простая логика подсказывает, что пара-тройка таких машин может
вывести из строя психику не только ребенка, стоящего на остановке
автобуса, но и оператора атомного реактора.
Необходимо добавить, что грохот это не самое страшное. В жаркое
летнее время, при неисправном глушителе, снопы искр несгоревших
частиц топлива, а иногда и выбросы открытого пламени, часто являются
причиной пожаров в лесах, да и в населенных пунктах тоже. Это,
конечно, страшнее любого грохота, хотя 'россиянам' шума хватает и без
вашей машины.
Кроме этого, выхлопные газы, из-за неисправности системы выпуска,
просачиваются в салон вашего же автомобиля, и есть возможность на
себе испытать отравление выхлопными газами. А даже при легкой
степени отравления, из-за плохого самочувствия, водитель может стать
виновником дорожно-транспортного происшествия. Помните обо всем
этом!

Запчасти для любого вида автомобильного транспорта здесь- auto-sklad.com
Трансмиссия
Трансмиссия служит для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, а также для изменения величины крутящего момента и его направления.
Агрегаты трансмиссии заднеприводного автомобиля распределены вдоль всего кузова и передают крутящий момент от двигателя на задние колеса.


Схема трансмиссии заднеприводного автомобиля
I - Двигатель; II - Сцепление; III - Коробка передач; IV - Карданная передача: 1 - эластичная муфта; 2 - шлицевое соединение; 3 - передний карданный вал; 4 - подвесной подшипник; 5 - передний карданный шарнир; 6 - задний карданный вал; 7 - задний карданный шарнир; V - Задний мост с главной передачей и дифференциалом: 8 - полуоси; 9 - ведущие (задние) колеса

Трансмиссия заднеприводного автомобиля включает в себя:
сцепление,
коробку передач,
карданную передачу,
главную передачу,
дифференциал,
полуоси.
В автомобиле с приводом на передние колеса, крутящий момент не уходит так далеко от двигателя, как в автомобиле с задним приводом. Все агрегаты трансмиссии сконцентрированы под капотом машины и объединены в один большой узел агрегатов. Механизм сцепления «зажат» в кожухе между двумя «монстрами» - двигателем и коробкой передач, которая, в свою очередь, содержит в себе еще и главную передачу с дифференциалом. Поэтому валы привода передних колес выходят непосредственно из картера коробки передач.

Схема трансмиссии переднеприводного автомобиля
I - двигатель; II - сцепление; III - коробка передач; IV - главная передача и дифференциал; V - правый и левый приводные валы с шарнирами равных угловых скоростей; VI - ведущие (передние) колеса

Трансмиссия переднеприводного автомобиля включает в себя:
сцепление,
коробку передач,
главную передачу,
дифференциал,
валы привода передних колес.
Сцепление

Сцепление является первым устройством трансмиссии и предназначено для передачи крутящего момента от маховика коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач. При этом сцепление позволяет водителю кратковременно прерывать передачу крутящего момента, как бы отделять двигатель от трансмиссии, а затем и плавно их соединять.
Сцепление состоит из: привода и самого механизма сцепления.
Привод выключения сцепления

Дальнейшее изучение автомобиля невозможно без понимания термина - привод. Попробуем раз и навсегда с ним разобраться.
В обычной жизни человек самостоятельно, посредством своих ног и рук, перемещается по улице и квартире, прилагает усилия и передает их окружающим предметам. То есть, что-то открывает и закрывает, включает и выключает, и все это без применения всяких там трубопроводов и рычагов.
Когда же в автомобиле надо передать усилие, допустим от водителя к некому механизму или от одного агрегата к другому, то могут возникнуть проблемы. Ведь в машине все надежно закреплено в различных местах кузова, да и водитель не имеет возможности на ходу выйти из-за руля, чтобы допустим руками приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора. Для того чтобы автомобиль исправно работал, а водитель находился на своем месте, существует привод механизмов.

Представьте ситуацию, когда вам необходимо постоянно что-то закрывать и открывать, а сами вы передвигаться не можете. Если трудно себе это представить, тогда, для начала, привяжите себя покрепче к своему любимому дивану. А теперь попробуйте открыть входную дверь?! Для передачи усилия на расстоянии по «открыванию» и «закрыванию» двери, вам придется применить веревку или палку, дистанционное управление или еще что-нибудь.
Пусть это будет длинная палка, привязанная веревками одним концом к вашей руке, а другим к ручке двери. А дальше дерзайте – тяните и толкайте, впуская к себе по одному, толпу приглашенных в гости друзей. В этом случае, палка с веревками и будут являться тем «приводом», который передаст усилие на расстоянии.

В автомобиле практически каждый механизм имеет свой привод, посредством которого он приводится в действие. Привод может состоять из большого количества отдельных узлов и деталей, может быть механическим, гидравлическим или иным. 

Схема гидравлического привода выключения сцепления и механизма сцепления
1 - коленчатый вал; 2 - маховик; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - кожух сцепления; 6 - нажимные пружины; 7 - отжимные рычаги; 8 - нажимной подшипник; 9 - вилка выключения сцепления; 10 - рабочий цилиндр; 11 - трубопровод; 12 - главный цилиндр; 13 - педаль сцепления; 14 - картер сцепления; 15 - шестерня первичного вала; 16 - картер коробки передач; 17 - первичный вал коробки передач

Привод выключения сцепления (гидравлического типа) состоит из :
педали,
главного цилиндра,
рабочего цилиндра,
вилки выключения сцепления,
нажимного подшипника,
трубопроводов.
При нажатии на педаль сцепления, усилие ноги водителя, через шток и поршень, передается жидкости, которая, в свою очередь, передает давление от поршня главного цилиндра на поршень рабочего. Далее шток рабочего цилиндра перемещает вилку выключения сцепления и нажимной подшипник, который и передает усилие на механизм сцепления. Когда же водитель отпустит педаль, то под воздействием возвратных пружин все детали привода займут исходные позиции.

В гидравлическом приводе сцепления автомобилей ВАЗ применяется тормозная жидкость «Нева», «Роса», «Томь» и аналогичные им. Однако при покупке жидкости или, по крайней мере, перед тем как заливать ее в бачок привода, стоит прочитать то, что написано на этикетке флакона. А разрешается ли ее смешивать с той жидкостью, которая уже залита в гидроприводе сцепления вашего автомобиля? Как правило, ответ бывает положительным, но существуют жидкости, которые не подлежат смешиванию с другими.
На переднеприводных автомобилях Волжского автозавода используется механический привод, где педаль сцепления связана с вилкой выключения с помощью металлического троса. 

Механизм сцепления

Механизм сцепления представляет собой устройство, в котором происходит передача крутящего момента за счет работы сил трения. Именно механизм сцепления позволяет кратковременно разъединять двигатель и коробку передач, а затем вновь плавно их соединять. Элементы механизма заключены в картер сцепления, который крепится к картеру двигателя.

Механизм сцепления состоит из (см. рис. 31):

картера и кожуха,
ведущего диска (которым является маховик коленчатого вала двигателя),
нажимного диска с пружинами,
ведомого диска со специальными износостойкими накладками.
Ведомый диск, связанный с первичным валом коробки передач, постоянно прижат к маховику нажимным диском под воздействием очень сильных пружин. За счет огромных сил трения между маховиком, ведомым и нажимным дисками, все это вместе, как единое целое, вращается при работе двигателя. Но это только тогда, когда водитель не трогает педаль сцепления, независимо от того едет ли или стоит на месте его автомобиль.
А для начала движения машины, необходимо прижать ведомый диск, связанный с ведущими колесами (через первичный вал коробки передач и другие составляющие трансмиссии), к вращающемуся маховику, то есть - включить сцепление, привести его в состояние монолита. И это сложная задача, так как угловая скорость вращения маховика составляет 20 - 25 оборотов в секунду, а скорость вращения ведущих колес – ноль.

Сцепление включено

Давайте вместе подумаем, как это сделать? Представьте, что вы опоздали на поезд и он уже начал движение. При грамотных действиях сначала вы его догоняете, двигаясь параллельно, затем хватаетесь за поручень, и когда ваша скорость окончательно уравняется со скоростью поезда, то можно уже и запрыгивать в вагон.
Но вам может присниться кошмарный сон, в котором вы, двигаясь наперерез поезду, пытаетесь сразу попасть в движущийся вагон. Конечно промахиваетесь и, не попадаете в больницу, только потому, что вовремя просыпаетесь в холодном поту. Зато после этого начинаете всегда правильно отпускать педаль сцепления, только в три этапа.

На первом этапе работы по включению сцепления - приотпускаем педаль, то есть даем возможность пружинам нажимного диска подвести ведомый диск к маховику до их легкого соприкосновения (догнали поезд). За счет сил трения диск, проскальзывая некоторое время относительно маховика, тоже начнет вращаться, а ваш автомобиль потихоньку ползти.

На втором этапе – удерживаем ведомый диск от какого-либо перемещения, то есть на две - три секунды удерживаем педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость вращения маховика и диска уравнялись (ухватились за поручни вагона). Машина при этом немного увеличивает скорость движения.

На третьем этапе - маховик вместе с нажимным и ведомым дисками уже вращаются вместе без проскальзывания и с одинаковой скоростью, 100%-но передавая крутящий момент к коробке передач и далее на ведущие колеса автомобиля (запрыгнули в вагон). Это соответствует состоянию механизма сцепления – включено, автомобиль едет. Теперь остается только полностью отпустить педаль сцепления и убрать с нее ногу.
Если при начале движения педаль сцепления резко бросить, то автомобиль «прыгнет» вперед, а двигатель заглохнет. В худшем же варианте, что-нибудь еще и сломается, так как в этот момент возникает сильная ударная волна, которая многократно увеличивает нагрузки на все детали двигателя и агрегаты трансмиссии. 

Для выключения сцепления водитель нажимает на педаль, при этом нажимной диск отходит от маховика и освобождает ведомый диск, прерывая передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Нажимать на педаль сцепления следует достаточно быстрым, но не резким, спокойным движением до конца хода педали.

Сцепление выключено
Действия водителя по выключению и включению сцепления в течение поездки (при стартах автомобиля, остановках и переключениях передач) повторяются очень много раз, и особенно в условиях городского движения. Однако, освоив работу с педалью сцепления в три этапа, позже это войдет в незаметную полезную привычку, которая обеспечит плавность хода автомобиля, комфортность пассажирам и увеличение ресурса не только деталей сцепления, но и всего автомобиля в целом.
Основные неисправности сцепления

Сцепление «ведет» (выключается не полностью) из-за большого свободного хода педали сцепления, перекоса нажимного подшипника, коробления ведомого диска или поломки пружин.
Для устранения неисправности следует отрегулировать свободный ход педали, удалить воздух из гидропривода, заменить неработоспособные диски и пружины.

Сцепление «пробуксовывает» (включается не полностью) из-за малого свободного хода педали, замасливания или износа фрикционных накладок ведомого диска, поломки пружин.
Для устранения неисправности необходимо отрегулировать свободный ход педали, промыть или поменять диски, пружины.

Сцепление включается резко вследствие заеданий в механизме привода, задирах на рабочих поверхностях дисков, маховика и разрушения фрикционных накладок ведомого диска.
Для устранения неисправности следует заменить неисправные узлы привода, устранить задиры на поверхностях дисков, заменить ведомый диск.

Подтекание тормозной жидкости в приводе выключения сцепления возможно из главного или рабочего цилиндров, а также в соединительных трубках.
Для устранения неисправности следует визуально определить место утечки и заменить неисправные узлы, с последующей прокачкой всего гидропривода (удалить из него воздух).
Эксплуатация сцепления

При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень в бачке, питающем жидкостью гидравлический привод сцепления. Если уровень окажется меньше нормы, то его обязательно следует восстановить, долив тормозной жидкости. В противном случае, когда ее уровень понизится до нуля, усилие вашей ноги на педали сцепления будет передаваться в никуда.

Пониженный уровень жидкости или неправильная регулировка сцепления может привести к тому, что передачи на вашем автомобиле будут включаться с огромным усилием или вообще включаться не будут. И если, при полностью нажатой педали сцепления, вам все-таки удастся «впихнуть» первую передачу, то автомобиль самопроизвольно начнет медленное движение, хотя по результатам всего предыдущего разговора в данный момент двигатель отделен от ведущих колес. Здорово, да? Все стоят на красный сигнал светофора, а вы уже едите!

Как это может случиться и почему машина едет? Ответ прост – любая машина требует к себе постоянного внимания, она любит «смазку и ласку». А если по делу, то описанная неприятность называется - сцепление ведет (с этим выражением вы уже встречались - в неисправностях). Суть происходящего следующая. В то время когда ведомый диск сцепления не должен иметь контакта с маховиком, он все-таки за него немного цепляется, и соответственно часть крутящего момента передается на вал коробки передач и далее на ведущие колеса. Каковы причины того, что диск не полностью отходит от маховика? Их несколько и почти все из них требуют вмешательства специалиста или вашей решимости не только «испачкать руки», но и освоить «Руководство по ремонту и эксплуатации» вашего автомобиля.

На этом проблемы со сцеплением не заканчиваются. Так как каждый раз, отпуская педаль сцепления, мы заставляем обе поверхности ведомого диска сильно тереться о железный маховик и не менее железный нажимной диск, то естественно боковые поверхности ведомого диска изнашиваются. Это нормальный процесс, предусмотренный конструкцией автомобиля, и ведомый диск является расходным материалом. Однако наступает в жизни, опять же не очень смешной момент, когда все уже давно уехали с того самого перекрестка с красным сигналом светофором (после включения зеленого), а вы все еще стоите на месте. Хотя и первая передача включена, и педаль сцепления наверху, и «газуете» вы так, что у проезжающих мимо водителей «сердце кровью обливается». Но износ накладок ведомого диска оказался настолько велик, что теперь он не зажимается между маховиком и нажимным диском с должным усилием, и пробуксовывая не передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Описанное явление имеет и свое название – сцепление пробуксовывает.

Конечно, здесь описан пример совсем уж глухого и слепого водителя, потому что машина намного раньше «предупреждала» его о том, что «несмешной» случай может произойти в ближайший месяц. Еще раньше на подходе к максимальному износу, ведомый диск начал пробуксовывать, сначала на четвертой передаче, затем на третьей и так далее. А вообще, при нормальной грамотной эксплуатации автомобиля, замена ведомого диска сцепления требуется после 80 тыс. км. пробега и более. Однако не все водители – мастера вождения, и износ диска может наступить значительно раньше. Начало критического износа легко определить, двигаясь на четвертой передаче со скоростью 40 – 45 км/ч. Если при активном нажатии на педаль газа обороты двигателя начинают увеличиваться, а машина продолжает движение с постоянной скоростью, то в подтверждение своей догадки вы еще и унюхаете специфический запах «подгорающих» накладок диска. Значит, пора покупать диск и искать автосервис подешевле или понадежней, кому что больше подходит.

Неоднократно в этой книге упоминалось, и будет упоминаться о том, что автомобиль пытается с вами «разговаривать», он заранее предупреждает о своих недугах и болячках с помощью звуков, вибраций и запахов.

Ну, например, что это там «шелестит» в районе сцепления и перестает «шелестеть» при полностью нажатой педали сцепления. А этот звук означает, что вы должны готовится к замене выжимного подшипника. А что это там постукивает, поскрипывает, попахивает и так далее. И неважно, что у вас новый «Фольксваген», он точно также как и старый «Запорожец» подвержен износу, а тем более на наших родных (нельзя сказать – любимых) дорогах. Поэтому прислушивайтесь и принюхивайтесь к своей машине!

О стиле вождения автомобиля разговор уже был, и он будет продолжаться. Резкие старты и ускорения машины, постоянное «держание» ноги на педали сцепления при движении (болезнь таксистов) неправомерны и ведут к износу не только сцепления, но и других агрегатов автомобиля.

Укорачивает срок службы сцепления и еще одна не очень «мудрая» привычка. Это когда водитель удерживает педаль сцепления в нажатом состоянии на все время остановки перед красным сигналом светофора. Грамотным ожиданием разрешающего сигнала светофора, по многим причинам, будет – нейтральная передача и полностью отпущенная педаль сцепления.

Ну и все прежние рекомендации тоже остаются в силе. Грубая работа с педалями, движение с максимальными нагрузками, на «безумной» скорости, а также по плохой дороге на современных автомобилях с мощным двигателем, укорачивают срок службы всех частей автомобиля и сцепления в том числе. 

Запчасти для грузовых и легковых автомобилей auto-sklad.com


Коробка передач


Коробка передач предназначена для изменения по величине и направлению крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам. Также она обеспечивает длительное разобщение двигателя и ведущих колес, причем на неограниченный срок и без усилий со стороны водителя (по сравнению со сцеплением).

Рис. 34 Схема работы механической коробки передач. 
1 - первичный вал; 2 - рычаг переключения передач; 3 - механизм переключения передач; 4 - вторичный вал; 5 - сливная пробка; 6 - промежуточный вал; 7 - картер коробки передач


Механическая коробка передач состоит из (рис. 34):
картера,
первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями,
дополнительного вала и шестерни заднего хода
синхронизаторов,
механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами
рычага переключения.
Картер содержит в себе все основные узлы и детали коробки передач. Он крепится к картеру сцепления, который, в свою очередь, закреплен на двигателе. Так как при работе, шестерни коробки передач испытывают большие нагрузки, то они должны хорошо смазываться. Поэтому картер наполовину своего объема залит трансмиссионным маслом (в некоторых моделях автомобилей применяется моторное масло).

Валы коробки передач вращаются в подшипниках, установленных в картере, и имеют наборы шестерен с различным числом зубьев.

Синхронизаторы необходимы для плавного, бесшумного и безударного включения передач, путем уравнивания угловых скоростей вращающихся шестерен.

Механизм переключения передач служит для смены передач в коробке и управляется водителем с помощью рычага из салона автомобиля. При этом замковое устройство не позволяет включаться одновременно двум передачам, а блокировочное устройство удерживает передачи от самопроизвольного выключения.

Как же происходит изменение величины крутящего момента (числа оборотов) на различных передачах? Давайте с этим разберемся на примере. (рис. 35а)

Рис. 35 Передаточное отношение
а) одной пары шестерен

Возьмем две шестерни, не поленимся и сосчитаем число их зубьев. Первая шестеренка имеет 20 зубьев, а вторая 40. Значит при двух оборотах первой шестерни, вторая сделает только один оборот (передаточное число равно 2).

Рис. 35 Передаточное отношение
б) двух шестерен

На рисунке 35 б у первой шестерни («А») 20 зубьев, у второй («Б») 40, у третьей («В») снова 20, у четвертой («Г») опять 40.
А дальше очень простая арифметика. Первичный вал коробки передач и шестерня «А» вращаются со скоростью, допустим 2000 об/мин. Шестерня «Б» вращается в 2 раза медленнее, то есть она имеет 1000 об/мин, а так как шестерни «Б» и «В» закреплены на одном валу, то и третья шестеренка делает 1000 об/мин. Тогда шестерня «Г» будет вращаться еще в 2 раза медленнее - 500 об/мин.
От двигателя на первичный вал коробки передач приходит - 2000 об/мин, а выходит - 500 об/мин. На промежуточном валу коробки передач в это время - 1000 об/мин.

В данном примере передаточное число первой пары шестерен равно двум, второй пары шестерен тоже - двум. Общее передаточное число этой схемы 2х2=4. То есть в 4 раза уменьшается число оборотов на вторичном валу коробки перемены передач, по сравнению с первичным. Обратите внимание на то, что если мы выведем из зацепления шестерни «В» и «Г», то вторичный вал коробки вращаться не будет. При этом прекращается передача крутящего момента и на ведущие колеса автомобиля, что и соответствует нейтральной передаче в коробке.
Задняя передача, то есть вращение вторичного вала коробки передач в другую сторону, обеспечивается дополнительным, четвертым валом с шестерней заднего хода. Дополнительный вал необходим для того, чтобы получилось нечетное число пар шестерен, тогда крутящий момент меняет свое направление (рис. 36).

Рис. 36 Схема передачи крутящего момента при включении задней передачи
1 - первичный вал; 2 - шестерня первичного вала; 3 - промежуточный вал; 4 - шестерня и вал передачи заднего хода; 5 - вторичный вал

Поскольку в коробке передач реального автомобиля имеется большой набор шестерен, то, вводя в зацепление различные их пары, мы имеем возможность менять и общее передаточное отношение коробки.
Давайте посмотрим на передаточные числа двух коробок передач (табл. 1).

ПередачиВАЗ 2105ВАЗ 2109
I3,673,636
II2,101,95
III1,361,357
IV1,000,941
V0,820,784
R(Задний ход)3,533,53


Такие неудобные числа получаются, в результате деления количества зубьев одной шестерни на неудобно делимое число зубьев второй и далее по цепочке. 
Если передаточное число равно единице (1,00), то это означает, что вторичный вал вращается с такой же угловой скоростью, что и первичный. Передачу, на которой скорость вращения валов уравнена, обычно называют – прямой и, как правило, это - четвертая передача. 
Давайте снова вернемся к нашему старому знакомому – велосипеду. На современных велосипедах тоже есть передачи. Надеюсь, владельцы такого транспорта обратили внимание на то, что когда сзади включена звездочка с большим числом зубьев, то крутить педали легко, но скорость велосипеда получается небольшая. Если же переключиться на меньшую звездочку (с меньшим числом зубьев), то скорость движения возрастает, но усилие на педалях увеличивается. 

Меняя звездочки (переключая передачи) на велосипеде, вы находите оптимальный режим движения с учетом своих сил и дорожных условий. 
Тот же принцип используется и в автомобиле. В зависимости от дорожных условий и с учетом возможностей двигателя, необходимо переключать передачи в коробке передач. 
Первая передача и передача заднего хода - самые «сильные» и двигателю не трудно крутить колеса, но машина в этом случае движется медленно. А, например, при движении в гору на «шустрых» пятой и четвертой передачах двигателю не хватает сил (как и велосипедисту), и приходится переключаться на более низкие, но «сильные» передачи. 

Первая передача необходима для начала движения автомобиля, для того чтобы двигатель смог сдвинуть с места тяжелое железное «чудовище». Далее, увеличив скорость движения и сделав некоторый запас инерции, вы можете переключиться на вторую передачу, более «слабую», но более «быструю», затем на третью, четвертую и пятую передачи. Все ступеньки переключения передач вверх - с первой по пятую, следует проходить последовательно. Переключение передач в нисходящем порядке можно производить «прыгая через ступеньку» и даже через несколько - две, три и так далее. Обычный режим движения автомобиля – на четвертой или пятой передачах, потому что они самые скоростные и экономичные.
Основные неисправности коробки передач.

Подтекание масла может быть из-за повреждения уплотнительных прокладок, сальников и ослабления крепления крышек картера.
Для устранения неисправности необходимо поменять прокладки, сальники и подтянуть крепления крышек. 

Шум при работе коробки передач может возникнуть из-за несправного синхронизатора, износа подшипников, шестерен и шлицевых соединений. 
Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали и узлы. 

Затрудненное включение передач может происходить из-за поломок деталей механизма переключения, износа синхронизаторов или шестерен. 
Для устранения неисправности необходимо заменить вышедшие из строя детали и узлы. 

Самовыключение передач случается из-за неисправности блокировочного устройства, а также при сильном износе шестерен или синхронизаторов.
Для устранения неисправности необходимо заменить блокировочное устройство, вышедшие из строя шестерни, синхронизаторы.
Эксплуатация коробки передач.

Если вас правильно учили в автошколе, то навряд ли в этой жизни коробка передач омрачит ваше настроение. Как правило, при грамотном обращении с рычагом переключения передач и периодической замене масла в картере коробки, она не напоминает водителю о себе до конца срока службы самого автомобиля.
Обычно неисправности и поломки в коробке передач появляются в результате именно грубой работы с рычагом переключения. Если водитель постоянно «дергает» рычаг, то есть переводит его из одной передачи в другую быстрым, резким движением, то появляется возможность заплатить большие деньги за капитальный ремонт коробки передач. При таком обращении с рычагом, когда-нибудь обязательно выйдут из строя механизм переключения или синхронизаторы, да и сами валы с шестернями – «железные» до определенной степени.

Рычаг переключения передач должен переводиться всегда спокойным плавным движением, с микропаузами в нейтральной позиции, для того чтобы сработали синхронизаторы, оберегающие шестерни от поломок.
При эксплуатации коробки передач необходимо следить за уровнем масла в картере и доливать его в случае необходимости. Полная замена масла производится в сроки, рекомендованные «Инструкцией по эксплуатации» вашего автомобиля.
А основной закон водителя - прислушиваться к работе своей машины, всегда остается в силе!
Надеюсь, вам никогда не придется разбирать и ремонтировать коробку передач самостоятельно, так как при последующей сборке может остаться очень много разных лишних «железок», которые вы не будете знать, куда вставить. Поэтому лучше не надо, для этого случая есть специалисты.

Запчасти для любого вида автомобильного транспорта здесь- auto-sklad.com
Опубликовано на blog.auto-sklad.com 25/08/2011

Похожие материалы:

1 комментариев:

del.at.ua комментирует...

молодцы, хорошая статья

Отправить комментарий

Спасибо за оставленный комментарий!