АвтоСклад запчастей

2 июн. 2011 г.

Как можно оформить ДТП без ГАИ

Как можно оформить ДТП самостоятельно, без сотрудников ГАИ? Сегодня на слуху у всех автомобилистов понятие "европротокола". Это официальный механизм, позволяющий не вызывать сотрудников ГАИ при незначительных ДТП. Такая практика урегулирования споров между автолюбителями уже давно существует во многих странах. Теперь европротоколы дошли и до Украины. Недавно Президент Украины Виктор Янукович подписал принятый ранее Верховной Радой Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ДТП и выплат страхового возмещения». Согласно закону, если в результате мелкой аварии нет травмированных, погибших людей, все участники ДТП застрахованы и согласны с причиной ДТП, а сумма ущерба не превышает определенного лимита — 10 тыс. грн, сотрудников ГАИ можна не уведомлять о ДТП, а участники происшествия не привлекаются к ответственности за совершение ДТП.



Вступит в силу нововвдение только через полгода. До этого будет согласовываться и утверждаться сама форма европротокола. Также нужно будет создать единую базу данных по ДТП. Придется потрудиться и Кабмину, чтобы внести изменения в правила дорожного движения, а Госфинуслуг, МТСБУ (Моторное транспортное страховое бюро) и ГАИ — разработать типовые схемы ДТП и инструкции, описывающие действия водителя и страховых компаний в случае использования европротокола, а также схемы противодействия мошенникам.

Во время подготовки запуска механизма европротокола будет приниматься во внимание опыт России и стран ЕС, где такая система работает много лет. Что же нужно знать автомобилистам о нововведениях?

5 основных изменений в страховом законодательстве

1. Водителя не будут наказывать за мелкие ДТП
Внесены изменения в ст. 124 Кодекса Украины об админправонарушениях — при оформлении ДТП без вызова ГАИ штрафовать водителя либо забирать у него права не будут.
2. Установлены временные ограничения по выплатам
С момента предъявления европротокола страховая будет обязана заплатить деньги в течение 90 дней. За каждый день просрочки предусмотрены штрафные санкции.
3. Отменили краткосрочные полисы
По новому закону украинским водителям придется заключать договоры об обязательном страховании гражданской ответственности сроком на год. Раньше водители могли покупать полисы на 15—30 дней — для прохождения гостехосмотра. Исключения: для незарегистрированных авто (до постановки на учет), временно зарегистрированных (до постоянной регистрации) и авто нерезидентов (на срок их пребывания в Украине).
4. Прямое возмещение убытков
В случае мелкого ДТП, когда пострадали только транспортные средства и водители договорились о том, кто потерпевшая сторона, а кто виновная, пострадавшему не нужно идти в страховую виновника и выбивать из нее деньги на ремонт — достаточно обратиться в свою страховую.
5. Отменили регресс
Водитель, признавший свою вину по европротоколу, сможет вздохнуть свободно: страховая компания не будет обращаться к нему с требованием вернуть деньги, потраченные на ремонт автомобиля потерпевшего.

Кому пойдет на пользу новый закон

В таком нововведении заинтересованна большая часть участников процесса: ГАИ не будет тратить госсредства на выезды по мелочам, в судах поубудет мелких дел, а водители, попавшие в мелкое ДТП, смогут нормально решить проблему.

Нынешняя система ответственности за ДТП в Украине довольно суровая. Согласно ст. 124 Кодекса Украины об админправонарушениях, водителю грозит либо штраф от 340 до 425 грн., либо лишение прав на срок от 6 месяцев до года. Практика показывает, что в большинстве случаев суд принимает наиболее жесткое решение — водитель остается без прав на год. Смягчить наказание можно лишь за взятку: помощник судьи или секретарь просит водителя купить несколько пачек бумаги, конверты и почтовые марки, а в особо сложных случаях (например, нарушение сразу нескольких пунктов ПДД) нужно «занести» $300—400. Поэтому логично, что на сегодняшний день водители при мелких ДТП предпочитают вообще не вызывать сотрудников ГАИ, а рассчитываются друг с другом на месте. Такая ситуация приводит к тому, что, во-первых, практического смысла в полисе автогражданки при мелких авариях нет никакого. А кроме того, чаще всего судьи некомпетентны при рассмотрении дел по мелким авариям.

Таким образом, грядущее разрешение автомобилисту оформлять ДТП без вызова ГАИ — огромный прогресс для всех автолюбителей.
Напомним, что возможность оформления аварии без ГАИ прописана и в нынешней редакции ПДД (п. 2.11). Водители должны договориться между собой о том, кто виноват, самостоятельно нарисовать схему ДТП и приехать в ближайшее отделение Госавтоинспекции для того, чтобы факт аварии был зафиксирован официально. Но вот только согласно с нынешним законодательством ГАИ все равно составляет протокол об административном правонарушении и передает его в суд.

Зарубежный опыт

Когда-то и во Франции европротокол был нововведением. Именно эта страна 30 лет назад стала первопроходимцем новой системы. А с появлением Евросоюза этот опыт переняли и другие страны ЕС. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, — сам бланк европротокола. Бланки и вопросы совпадают, вот только напечатан он на национальном языке (например, в Великобритании — на английском, в Испании — на испанском).
Россия пришла к европротоколу в 2009 году. Но там новшество не стало популярным. Вся причина в том, что у них не предусмотрена админответственность за имущественный вред, причиненный в результате нарушения ПДД, а лишь за легкие телесные повреждения. Соответственно, водители не боятся вызывать ГАИ.

Украинский бланк будет идентичен европейскому

Подготовка украинского бланка европротокола уже на стадии утверждения. Известно также, что он по сути полностью схож с европейским и российским образцами.

На вид это бланк-анкета, все пункты которой в случае ДТП нужно заполнить. Очень внимательным нужно быть во время заполнения. Очень важно, чтобы каждая цифра и буква точно соответствовали документам обоих водителей: данные автомобиля (из свидетельства о регистрации), серия и номер водительских прав. Очень важно с полиса ОСГПО списать серию, номер и дату действия — если хотя бы у одного из участников ДТП полис является недействительным (просрочен), обязательно нужно вызывать ГАИ.

Особенно важная часть документа — пункт, в котором нужно самостоятельно нарисовать схему ДТП, указав местоположение транспортных средств с привязкой к местности и место первоначального удара. После этого, когда водители приедут в страховую компанию, эксперт классифицирует конкретную аварию на основании справочника (сейчас он находится в стадии разработки).

При этом водитель пострадавшего авто должен записать все поврежденные детали на своей машине, однако возмещение, которое он может получить, не превысит 10 тыс. грн. Если есть подозрения, что ремонт требует больше денег, нужно вызывать ГАИ, иначе сумма не будет возмещена.

Ваши действия в случае ДТП

1. Все участники ДТП должны прийти к общему мнению относительно того, кто виноват, проверить полисы друг друга, самостоятельно оценить приблизительный ущерб (убедиться в том, что он не превышает 10 тыс. грн.).

2. Первым делом, нужно сразу позвонить в страховые компании и сообщить о происшествии. Тогда страховщики могут выслать на место ДТП своего представителя — страхового комиссара. Он в свою очередь проверит документы водителей, а также убедиться в том, что ни один из них не пьян.

3. Теперь нужно самостоятельно призвести все замеры происшествия. Для этого нужно самостоятельно произвести замеры. Измерителем может стать любой предмет (монтировка, буксировочный трос либо просто кусок любой веревки), на основании которого потом можно вычислить точное значение.

4. Схему ДТП стоит начать с указания названия улицы с ориентиром места ДТП в специальном пункте европротокола. Затем нарисовать схематично дорогу. Должны быть указаны количество полос, разметка, положение транспортных средств. Обязательно нужно указать размеры проезжей части и иных элементов дороги, а также дорожные знаки, зона действия которых распространяется на место совершения ДТП, и дорожная разметка у непосредственного контакта ТС и рядом с ними. Желательно зафиксировать тормозной путь и другие следы, имеющие отношение к аварии. Естественно, необходимо изложить информацию о том, что произошло до столкновения: например, «выезжал из двора» — в европротоколе есть соответствующие пункты.

5. Теперь в течении 3-х дней после ДТП все участники обязаны явиться в страховые компании с заполненными бланками европротоколов. В течение 30 дней после сообщения о ДТП необходимо подать в страховую заявление о страховом возмещении, к которому приложить документы: паспорт, идентификационный код, документы на машину. Представитель страховой обязан предоставить бесплатную консультацию относительно того, как правильно заполнить документы.

6. В свою очередь страховики в за 10 рабочих дней после получения сообщения о ДТП обязаны отправить своего представителя (комиссара, эксперта либо сотрудника) к местонахождению транспортного средства. Ремонтировать автомобиль до этого момента водитель не имеет права. Если в течение этого срока представитель страховой компании не приехал, потерпевший имеет право самостоятельно выбрать страхового комиссара либо эксперта для определения ущерба. Затраты на экспертизу оплачивает страховая компания (им нужно привезти счет) либо эти затраты компенсируются после проведения экспертизы.

7. Конечным пунктом всех действий должна стать выплата денег. Страховая компания в течение 15—90 дней со дня согласования размера страхового возмещения с потерпевшим водителем обязана принять решение относительно выплаты.

Если участники ДТП в состоянии алкогольного опьянения

По законодательству, европротокол можно составлять лишь в том случае, если все водители-участники ДТП не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо под воздействием лекарственных или наркотических средств. В то же время некоторые страховые компании требуют от водителей прямого доказательства того, что в момент аварии автомобилист не были пьяным (справка об обследовании фельдшером). Сейчас на обследование туда направляет сотрудник ГАИ, а водителей, приехавших для проверки самостоятельно, просто не принимают. Каким же образом тогда водители при самостоятельном оформлении будут доказывать страховой свою трезвость — непонятно. Вполне вероятно, что этот вопрос будет урегулирован в приказах и инструкциях ГАИ, Госфинуслуг и Минздрава.

Полисы нужно заменить

Если у водителей, которые на момент вступления нового закона в силу (через шесть месяцев) действуют договоры ОСГПО 2-го и 3-го типа полиса (застрахована лишь ответственность водителей, вписанных в полис), в таком случае они не смогут воспользоваться услугой европротокола. Но выход есть — можно заключить новый договор и перейти на 1-й тип (застрахованным является ответственность любого лица, который ездит на вписанном в полис автомобиле на законных основаниях). Хотя это заберет немало сил и времени.

Тем же, у кого будет оформлен договор 1-го типа, бланк европротокола выдается бесплатно на основании письменного заявления, в том числе и в случае использования (например, после ДТП) либо утери такого бланка в будущем.
Также бесплатно выдаются и спецталон для установки под лобовое стекло автомобиля — на нем должна быть подробно расписана информация о том, куда звонить в случае аварии.

Кто получит скидку

Полностью освобождаются от страхования инвалиды войны и инвалиды 1-й группы. Другие категории льготников получают скидки. Так, размер страхового платежа по одному договору страхования уменьшается на 50% в том случае, если водитель является участником войны, инвалидом 2-й группы, «чернобыльцем» 1-й или 2-й категории либо пенсионером. Однако это правило распространяется лишь в том случае, если во-первых, объем двигателя застрахованного транспортного средства не превышает 2,5 л, во-вторых, принадлежит льготнику на правах собственности (доверенности либо временного талона недостаточно). Чтобы получить полис со скидкой, нужно предъявить удостоверение при оформлении договора.



Похожие материалы:

0 комментариев:

Отправить комментарий

Спасибо за оставленный комментарий!