АвтоСклад запчастей

8 окт. 2011 г.

ГАИ: за что можно остановить авто и что проверить у водителя

ГАИ разъяснила некоторые нововведения в законодательстве в сфере обеспечения дорожного движения.

Закон, отменяющий техосмотр в Украине внес и другие коррективы в законодательство в сфере обеспечения дорожного движения, но вместе с тем вызывал и ряд вопросов. В связи с этим ГАИ решила пролить свет на некоторые аспекты, особо интересующие автолюбителей. В частности, касающиеся остановки ТС инспекторами ГАИ, а также документов, которые должен иметь при себе водитель.

«Этим законом внесены изменения в закон Украины «О милиции». В частности, в статью 11, где на законодательном уровне прописаны основания для остановки транспортных средств. Их, на сегодняшний день, 12», - сказал главный инспектор отдела организации работы ДПС Олег Сирый, добавив, что «работникам ГАИ запрещено осуществлять безосновательную остановку транспортных средств».

Среди этих пунктов главным основанием для остановки является нарушение водителем ПДД (проезд на красный, пересечение сплошной и т.д.), Кроме того, инспектор может остановить автомобиль при наличии признаков, свидетельствующих о технической неисправности ТС, в случае пребывания ТС в розыске и т.д. С полным перечнем причин можно ознакомиться здесь.

Кроме того, господин Сирый перечислил те документы, которые водители должны иметь при себе. «Водительское удостоверение, техпаспорт на ТС, и, в случаях предусмотренных законодательством, страховой полис», - сказал он.
Также была затронута проблема передачи/предъявления прав. «На сегодняшний день водитель не обязан передавать в руку инспектора водительское удостоверение, но существует несколько нарушений правил дорожного движения, которые предусматривают лишение водителя права вождения и, соответственно изъятие удостоверения, чтобы обеспечить решение суда про лишение права вождения. Кроме того, есть несколько случаев, когда необходимо проверить удостоверение или другой документ на его аутентичность», - отметил О. Сирый.

Какие документы гаишники имеют право проверять

 ГАИ опубликовала перечень документов, которые инспекторы имеют право требовать для проверки.

Согласно положениям пункта 21 статьи 11 Закона Украины «О милиции», работники ГАИ при документировании нарушений ПДД и оформлении материалов ДТП имеют право проверять у водителей ТС следующие документы:

    водительские права категории;
    регистрационный документ на транспортное средство;
    наличие полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата «Зеленая карта»), а в случае освобождения водителя, согласно законодательству, от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на территории Украины - соответствующие подтверждающие документы.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности на территории Украины освобождаются участники боевых действий и инвалиды войны, которые определены законом, инвалиды I группы, которые лично управляют принадлежащими им транспортными средствами, а также лица, управляющие транспортным средством, принадлежащим инвалиду I группы, в его присутствии.

У водителей автобусов, используемых на регулярных городских, пригородных, междугородных и международных маршрутах, а также на маршрутах регулярных специальных пассажирских перевозок (перевозки определенных категорий пассажиров - работников предприятий, школьников, студентов, туристов, экскурсантов и других), проверяется:

    удостоверение водителя соответствующей категории;
    регистрационный документ на транспортное средство;
    схему маршрута и расписание движения;
    Полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата «Зеленая карта»).

У водителей автобусов, которые осуществляют нерегулярные пассажирские перевозки, проверяется:

    удостоверение водителя соответствующей категории;
    регистрационный документ на транспортное средство;
    полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата «Зеленая карта»).

У водителей тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств дополнительно проверяется разрешение на движение крупногабаритных и тяжеловесных ТС по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное соответствующим подразделением Госавтоинспекции.

У водителей ТС, которые перевозят опасные грузы, дополнительно проверяется наличие следующих документов, предусмотренных Правилами перевозки опасных грузов, утвержденными приказом МВД Украины от 26.07.2004 № 822:

    согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза выданного соответствующим подразделением Госавтоинспекции;
    свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке определенных опасных грузов;
    ДОПОГ-свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
    письменные инструкции на случай аварии или чрезвычайных ситуаций;
    договор обязательного страхования ответственности субъектов перевозки опасных грузов на случай наступления негативных последствий при перевозке опасных грузов.

Отказ передачи водительских прав инспектору ГАИ не повлечет за собой арест
Вопрос передавать или нет водительское удостоверение инспекторам ГАИ, стал причиной споров между водителями и сотрудниками Госавтоинспекции из-за неоднозначности формулировки «проверка водительского удостоверения».

 В статье «Передавать или нет права инспекторам ГАИ: чреват ли отказ арестом?», в которой речь шла как раз о данных противоречиях, говорилось о том, что несмотря на законодательные нововведения, водитель рискует быть арестованным в случае непередачи прав инспектору ГАИ. Однако теперь данный вопрос снят и юристы AUTO.ria.ua готовы дать ответ, существует ли подобная угроза.
Вступивший в законную силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок», четко гласит, что водители обязаны только ПРЕДЪЯВИТЬ водительские права инспектору ГАИ по его требованию для проверки. То есть могут не передавать ему, а показать в своих руках. В ПДД осталась старая норма, которая обязывает автомобилиста «передать для проверки документы». На фоне такой неопределенности, ГАИ предложило КабМину ТРЕБОВАТЬ передачу документов в случае подозрения в их подлинности. За невыполнения указанного требования ГАИ грозилось ст. 185 КУпАП.

Пересмотрев нововведения в ПДД, Министерство Юстиции сделало соответствующие выводы, встало на сторону автомобилистов и «убрало» требование, обязывающее водителя передавать работнику ГАИ свои документы в случае, если у того «возникнет подозрение в их подлинности». Поэтому, вопрос о возможности применения ст. 185 КУпАП, предусматривающей ответственность (в том числе, арест) за злостное неповиновение законному требованию работника милиции к водителям, только предъявляющим гаишникам свои документы и отказывающимся передавать их им в руки, можно считать закрытым.
Обращаем Ваше внимание на то, что появились и ряд других, менее существенных, изменений:
  • изменилась норма, которая по мнению юристов противоречила закону. А именно, п.2.4.в - обязывает водителя «дать возможность осмотреть транспортное средство в соответствии с законодательством при наличии на то законных оснований, в том числе с использованием специальных устройств (приборов) осуществить проверку технического состояния транспортных средств, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному техническому контролю». Юристы комментируют, что закон не предусматривает прохождение внеочередного технического контроля, не обязывает водителей его проходить, и не дает работникам ГАИ право его проводить или направлять на него транспортные средства;
  • исчез термин «вынужденная остановка»;
  • п. 9.9. - регламентирующий случаи, в которых должна включаться аварийная световая сигнализация, теперь требует делать это и при «вынужденной остановке на дороге, в том числе, по требованию регулировщика, и в случае ослепления водителя светом фар встречного транспорта»;
  • исчезло и положение, предполагавшее введение регистрационных карточек для велосипедистов, которое должно было стать пробным шагом во введении номерных знаков для велосипедов и «прав» категории А0 для велосипедистов.
Ожидается, что уже на следующей неделе, после проведения юридической экспертизы в Министерстве юстиции, проект изменений в Правила дорожного движения будет передан для его утверждения в Кабинет министров. Вступить в силу данные изменения могут во второй половине сентября, но скорее всего, это произойдет с 1 октября.

Опубликовано на blog.auto-sklad.com 8.10.2011

Похожие материалы:

0 комментариев:

Отправить комментарий

Спасибо за оставленный комментарий!